Версия для слабовидящих
Адрес:
г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 101а
Телефоны:
+7 (391) 223-93-20
+7 (391) 211-44-03
e-mail для СМИ:
pr@fondkr24.ru
«Горячая линия» консультационно-правового центра по вопросам ЖКХ в крае
8-800-333-7007
Личный кабинет Поиск
Новая версия сайта работает в тестовом режиме. В ближайшее время сайт будет максимально заполнен всей информацией. Старый сайт доступен по ссылке.

Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на всероссийском совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и городской среды

27 апреля 2018 г. | Новости

Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на всероссийском совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и городской среды


Добрый день, уважаемые коллеги!

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом отмечается стабильная позитивная динамика. В отрасли наметился устойчивый положительный тренд – конечно, пока сделаны только первые шаги, но уже они позволили перейти от экстренного латания дыр к системной и стратегической работе.

Привлечение частных инвестиций

Один из приоритетов в работе нашего Министерства по направлению ЖКХ - это повышение качества коммунальных услуг, в том числе, за счет частных инвестиций. Важную роль здесь играют концессии – к слову, в отличие от других отраслей, 95% инвестиций в рамках концессий составляют именно частные средства. По предварительным данным на 1 января в сфере ЖКХ заключено 1831 концессионное соглашение. Общий объем инвестиций, предусмотренный в рамках действующих концессий, составил более 257 млрд руб., в том числе в 2017 году заключено более 300 концессий на сумму более 60 млрд рублей.

Мы с ФАС провели проверку выполнения концессионерами инвестиционных обязательств и в целом удовлетворены динамикой – при том, что средний срок концессии составляет 10-12 лет, уже фактически инвестировано свыше 55 млрд рублей. В результате только за последние 5 лет аварийность в водоснабжении снизилась в два раза. Сейчас в регионах постепенно завершается отопительный период. На сегодняшний день он завершен в девяти субъектах, это Ростовская, Волгоградская, Калининградская области, Севастополь, Краснодарский край, республики Адыгея, Крым, Северная Осетия-Алания и Чеченская Республика.

По предварительным данным динамика аварийности в осенне-зимний период продолжает снижаться. Если по итогам предыдущего осенне-зимнего периода мы фиксировали снижение аварийности на 11,7%, то в этом сезоне, по предварительным данным, мы видим снижение на 12%.

Таким образом, мы наблюдаем определенную позитивную тенденцию, которая свидетельствует о том, что в части модернизации ЖКХ мы движемся в правильном направлении. Но, еще раз повторюсь, это предварительные данные. Итоговые результаты по осенне-зимнему сезону будут представлены после завершения отопительного сезона во всех субъектах в середине мая. Только за текущий отопительный период аварийность, например, в горячем водоснабжении сокращена на 30%.

Для дальнейшего стимулирования притока в отрасль частных инвестиций мы совместно с коллегами из «Сбербанка» сформировали так называемое «коробочное решение» - типовое тиражируемое кредитное решение, позволяющее концессионерам на всей территории страны оперативно привлекать долгосрочные кредиты по ставке, превышающей ключевую ставку Банка России не более, чем на 3-4 процентных пункта. В этом году мы прогнозируем заключение порядка 50 таких кредитов в 33 регионах страны, 21 из них (на сумму порядка 14,5 млрд рублей) находятся в высоко стадии готовности. Мы видим, что рыночные инструменты финансирования оказываются эффективными и востребованными, поэтому сейчас ведется активная работа по пересмотру механизмов господдержки – по российскому и международному опыту, наиболее результативный – это развитие кредитных инструментов, как, например, в свое время было сделано в ипотеке. Эта задача – одна из приоритетных на ближайшее время.

На фоне успехов по данному направлению необходимо отметить и выявленные случаи заключения концессионных соглашений, которые фактически являются договорами аренды. В настоящее время выявлено 155 концессий (около 8% от общего их количества), не предусматривающих обязательств концессионеров. Мы, безусловно, будем работать над повышением качества заключаемых концессионных соглашений. Определение региона третьей стороной концессионных соглашений позволило улучшить качество заключаемых концессий, но этот вопрос все еще требует пристального внимания.

Расселение аварийного жилья 

Завершается расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. Программа выполнена на 98,6%. Отсрочка для завершения была дана лишь нескольким субъектам. Всего за время реализации программы расселено более 1 миллиона человек (1 млн 20 тыс.) из 15 млн. 820 тыс.кв.м аварийного жилья, в том числе более 678-х тыс. человек и 10,6 млн кв.м в рамках указа Президента страны от 7 мая 2012 года.

Целевые показатели выполнил 71 регион. В остальных 12 регионах данная работа должна быть завершена до конца этого года. Им предстоит расселить чуть более 155 тыс.кв.метров в которых проживает более 10 тыс. человек. 

Также до конца года должно быть завершено расселение вновь выявленного аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 г. Эта задача стоит перед 13 регионами, где выявлено 151,7 тыс.кв. метров такого жилья. Федеральная поддержка регионам для его расселения оказана и при должном контроле проблем тут не должно быть.

Главной задачей по этому направлению у нас остается формирование постоянно действующего механизма расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

В соответствии с поручением Президента соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму уже в эту весеннюю сессию.

Капитальный ремонт многоквартирных домов

Реальным механизмом сдерживания ветшания жилищного фонда стала программа капремонта. В 2017 г. произведен капитальный ремонт более 46 тыс. домов, общая площадь которых составляет 172,8 млн. кв. метров в которых проживает более 6 млн. человек. В целом, в каждом шестом доме в стране уже проводился капитальный ремонт. 

Важно, что люди поверили в капремонт и подтвердили свое доверие деньгами - по итогам 2017 года собираемость взносов достигла 92,1%, что почти на 6,5% больше показателя 2016 года. Особенно важно, что при этом растет заинтересованность и самостоятельность собственников – доля спецсчетов выросла с 5,7% в 2014 году до 17,7% по итогам 2017 года (33,4 тысячи и 82,1 тысяча соответственно). При этом мы вышли на плановые темпы проведения ремонта - если в первые годы запуска капремонта у многих была реальная проблема с объемом ремонта, деньги просто лежали на счетах, а не направлялись в дело, то сейчас таких проблемных субъектов всего три (Красноярск, Бурятия и Краснодар), и по каждому принят план исправления ситуации. Стратегическая задача – обеспечить устойчивость систем капремонта в долгосрочной перспективе, в том числе, с учетом цикличности ремонтов.

Хочу подчеркнуть, что в рамках капремонта мы поручили регионам в первую очередь заняться вопросами безопасности – ремонта и замены внутридомового газового оборудования, стартовала программа ускоренной замены лифтов, в рамках которой до 2020 года будет заменено порядка 75 тысяч лифтов. К слову, за последние три года в рамках капремонта уже заменено 35 тысяч лифтов.

Управление жильем 

Еще одно из важнейших направлений нашей работы – это повышение качества работы управляющих организаций. В 2015 году мы ввели лицензирование управляющих компаний, что помогло совершить в этой сфере качественный рывок, а в 2017 году мы этот контроль сделали строже: был введен механизм изъятия домов из управления в упрощенном порядке при двух грубых нарушениях в год, срок действия лицензии ограничен 5 годами и разработаны стандарты сервиса управляющей компании, которые предусматривают, например, 5 минутный дозвон в диспетчерскую службу, устанавливают время локализации и устранения аварий, возможность круглосуточного обращения в аварийно-диспетчерскую службу и так далее. Дальнейшим шагом на пути оздоровления рынка стало принятие закона о переходе к прямым договорам между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, который позволит исключить управляющие организации из цепочки платежей за коммунальные услуги и снизить долги в отрасли. Этот закон будет работать против недобросовестных управляющий компаний, которые приходят на рынок чтобы «управлять» чужими деньгами, а не домами.

Формирование комфортной городской среды

Стартовавший в прошедшем году приоритетный проект по формированию комфортной городской среды также позволил повысить комфорт граждан в повседневной жизни и продемонстрировал свою эффективность и высокую заинтересованность в нем граждан. В прошлом году плановые показатели проекта были выполнены на 103% - благоустроено 23 тысячи объектов в 1653 муниципалитетах, в которых живет почти 86 миллионов человек, то есть проект так или иначе затронул больше половины населения нашей страны (58,5 %). Принципиальным условием проекта стало вовлечение людей – и мы последовательно совершенствуем инструменты участия людей в принятии решений о том, как должны выглядеть наши города и села.

Так, в этом году, впервые в мировой практике было проведено рейтинговое голосование по проектам благоустройства, в котором только по предварительным данном приняло участие более 16 миллионов человек. Решением главы нашего государства проект продлен, причем финансирование на развитие городской среды будет существенно увеличено.

Отдельным инструментом повышения качества реализуемых проектов станет реестр лучших практик, который мы в настоящее время формируем. Всего из поступивших в Минстрой 537 заявок на включение в реестр экспертами отобрано для включения в реестр более 100 проектов. В этом году проект будет еще масштабнее и захватит малые города и исторические поселения, которые будут финансироваться по отдельным правилам по итогам конкурсного отбора. Этот конкурс будет проводиться в режиме максимальной открытости, все заявки будут публиковаться на сайте Министерства, а заседания комиссий будут транслироваться онлайн.

За три дня с момента старта принятия заявок поступило 75 заявок от 16 регионов. Пока наибольшую активность здесь проявляет Новосибирская область от которой поступило 12 заявок. Также согласно правилам конкурса, заявки подаются и в онлайн формате через личные кабинеты регионов. Всего о своем желании участвовать в конкурсе заявило порядка 500 муниципалитетов. Главной задачей по этому направлению у нас будет создание тиражируемого кредитного решения для реализации проектов формирования комфортной городской среды и развития городской инфраструктуры. Это будет «коробочное решение», аналогичное уже запущенному в ЖКХ, которое будет способствовать более активному привлечению частных инвестиций в создание современных городских пространств. Опыт частных инвестиций в благоустройство уже есть в Ростове-на-Дону.

Для оценки результатов проводимой работы по формированию комфортной городской среды в первоочередном порядке сформирован Индекс качества городской среды в отношении 300 населенных пунктов. При выборе населенных пунктов в отношении которых сформирован Индекс Минстрой России руководствовался принципом оценки населенных пунктов всех 85 регионов с разной численностью населения. Данный подход позволяет оценить состояние качества городской среды в каждом регионе в разрезе различных населенных пунктов, при этом практически в каждом регионе оценено не менее 3 населенных пунктов.

При формировании индекса в населённых пунктах проводилась комплексная оценка состояния жилья и прилегающих пространств, уличной инфраструктуры, озеленённых и прибрежных пространств, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, а также общегородских пространств. При этом немаловажную роль в формировании итоговой оценки сыграли показатели эффективности реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» такие как степень реализации запланированных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, вовлечение граждан и организаций в выполнение указанных мероприятий, проведение инвентаризации общественных и дворовых территорий. В итоге, в десятку лидеров по качеству городской среды вошли: Республика Татарстан, Московская область, Ярославская область, Ленинградская область, Белгородская область, Калужская область, Краснодарский край, Тюменская область, Калининградская область, Чеченская Республика.

Окончательные результаты будут сформированы после анализа данных по более чем семи тысячам муниципалитетов. Мы планируем завершить эту работу и представить окончательный рейтинг в третьем квартале этого года.

«Умный город»

Как вы все уже знаете, мы ведем работу по запуску проекта «умный город», который становится объединяющим для проектов в ЖКХ, формировании комфортной городской среды, повышении эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создании инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством.

Проект базируется на 5 ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды. Важнейшее условие реализации этих принципов - широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан.В рамках проекта ведется работа по аккумулированию и анализу «умных решений», которые в дальнейшем будут включены в «Банка решений Умного города». Запуск этой платформы запланирован на май 2018 года. Для того чтобы посмотреть на практическую работу «умных решений» на территории нескольких регионов будут реализовываться «пилотные проекты». В рамках этих пилотов мы планируем протестировать как комплексные технологические решения, так и точечные разработки, которые способны сделать комфортнее ежедневную жизнь горожан, например, мобильные приложения для управляющих компаний, синхронизированные с ГИС ЖКХ. Это основные результаты и задачи, о которых я хотел вам рассказать.